Бывает, что на детали стоит
торговая марка изготовителя, но
она упакована в фирменную упаковку
автопроизводителя.
Оригинальные запасные части по всей
номенклатуре и в тече-
ние суток с момента заказа
поставляются через товаропроводя-
щую сеть автокомпаний —региональные
склады и уполномочен-
ных дилеров (торговцев). У дилеров
запчасти потребляют их ре-
монтные цехи, покупают независимые
мастерские и владельцы
машин, ремонтирующие их сами.
Больше никто, как правило,
оригинальными запасными час-
тями не торгует, так как политика
поставщиков техники
предусматривает такую систему цен,
при которой посредни-
кам нет места. Такое же положение складывается и
на нашем
рынке с оригинальными запасными
частями к импортным маши-
нам, реализуемым официальными
дилерами поставщиков.
Из этого правила есть исключения.
Первое исключение связано с тем, что в последнее
десятиле-
тие наметилась тенденция
≪молчаливого согласия≫ компаний-
продуцентов машин уступить часть
объемов торговли запасными
частями, изготовленными
независимыми специализированными
заводами, этим заводам. При этом
поставщики машин, будучи не
вправе отказать потребителям в
поставке соответствующих дета-
лей, продолжают ими торговать, но в
то же время не возражают
против самостоятельного выхода
изготовителей на рынок. Это ка-
сается, главным образом, таких
унифицированных и стандарти-
зированных деталей, как: свечи,
фильтры, подшипники, ремни,
сальники, щетки стеклоочистителя,
лампочки и т. п., а также
приборы освещения и их детали.
Кроме того, специализированные
предприятия продают не
унифицированные запасные части,
такие как: топливные насосы,
карбюраторы, амортизаторы, детали
тормозов и т. д. от своего
имени также в тех странах и на тех
участках рынка, где изготови-
тели машин официально не торгуют, а
соответствующие модели
машин попадают к потребителям
другими путями, без гарантий
и сервиса. Так в нашей стране
обеспечивались иномарки до появ-
ления уполномоченных дилеров
зарубежных компаний.
Основные причины такого согласия:
- продуценты машин, купив у
субпоставщиков детали, не мо-
гут их продавать на рынке дешевле,
чем сами субпоставщики, -
накладные расходы в
товаропроводящих сетях выше;
- продуценты машин с радостью
сокращают торговую номен-
клатуру запчастей, так как
громадные объемы удорожают управ-
ление запасами в товаропроводящей
сети;
- продуценты машин не могут
заставить дилеров хранить
всю номенклатуру запчастей,
замораживая средства, и вынуж-
дены гарантировать короткие сроки
поставок с региональных
складов - а большие запасы на этих
складах тоже нежелатель-
ны;
- продуценты машин компенсируют
потери от неторговли
такой номенклатурой увеличением цен
на оригинальные запас-
ные части, которые никто не
имитирует, например детали ку-
зова.
Вторым исключением является появление на некоторых
рын-
ках, например российском,
оригинальных запасных частей к не-
которым машинам, поступающих через
посредников, использую-
щих или выгодный перепад цен, или
возможности нелегального
беспошлинного ввоза. На такую
конкуренцию жаловалась, в част-
ности, компания Daimler Creysler.
Неоригинальные запасные части
производятся только для про-
дажи на вторичном рынке. Далеко не
все оригинальные запасные
части имеют неоригинальные аналоги.
Наиболее широко пред-
ставлены на вторичном рынке такие
группы запасных частей, как:
- фильтры (масляные, топливные,
воздушные);
- детали тормозной системы
(колодки, диски, барабаны, суп-
порты, шланги, цилиндры);
- подвески и рулевого управления
(амортизаторы, пружины,
рычаги, шаровые опоры, рулевые тяги
и их наконечники, сай-
лент-блоки);
- детали двигателя (сальники,
прокладки, поршневые коль-
ца, ≪вкладыши≫);
- детали системы охлаждения
(радиаторы, помпы);
- детали системы выпуска
(глушители);
- детали системы зажигания и
электроники (свечи, провода
высокого напряжения, катушки,
коммутаторы, датчики);
- детали электрики (стартеры и
генераторы, датчики, лам-
почки);
- детали трансмиссии: диски и
корзины сцепления, выжим-
ные подшипники, крестовины, ШРУСы;
- моторные запчасти: поршневые
кольца, ≪вкладыши≫, про-
кладки, сальники;
- приводные ремни.
На вторичный рынок может попадать и
продукция, изначаль-
но предназначенная для первичного.
Это происходит, когда про-
дукция предприятий, ориентированных
на сборочные конвейеры,
и первичный рынок остается частично
невостребованной (напри-
мер, упали мощности конвейера). В
этом случае она реализуется
через товаропроводящие сети
вторичного рынка. При этом если
на детали стоит торговая марка
производителя автомобиля, то она
должна быть удалена или скрыта.