В системе административных взысканий
предупреждение занимает одно из важных мест. Это объясняется содержанием данной
меры.
Сущность предупреждения как меры
административного взыскания заключается, во-первых, в отрицательной
юридической оценке правомочными органами противоправных действий нарушителя
правил движения и, во-вторых, предупреждение влечет за собой наступление
определенных отрицательных последствий для виновного лица.
Наряду с этим предупреждение содержит ряд
элементов морального характера, в силу чего его широко применяют на практике
как средство воспитания, укрепления высокой дисциплины среди участников
дорожного движения. Однако от предупреждения как меры административного
взыскания следует отличать устное предупреждение. Устное предупреждение лишено
характера наказания и не является административным взысканием. Оно содержит в
себе признаки морального воздействия на нарушителя и выполняет воспитательную
функцию. Такое предупреждение делается за незначительные нарушения правил
дорожного движения. В этих случаях работники ГАИ обращают внимание на
недопустимость совершения неправомерных действий, которые при других
обстоятельствах могут вызвать нежелательные последствия и побуждают лицо к
соблюдению правил движения в дальнейшем. Устное предупреждение нигде не
фиксируется и не влечет для нарушителя каких-либо правовых последствий.
По действующему законодательству
предупреждение как мера административного взыскания оформляется постановлением
компетентного органа или должностного лица, вынесенного на основании
рассмотрения материалов о нарушении правил дорожного движения, либо путем
просечки талона предупреждений к водительскому удостоверению. Помимо
морального, воспитательного воздействия на правонарушителя, предупреждение,
сделанное в указанных формах, влечет для него определенные нежелательные
последствия правового характера. Прежде всего лицо, к которому применена данная
мера взыскания, находится в течение года в положении наказанного лица. Данное
обстоятельство может служить в предусмотренных законом случаях при совершении
повторного такого же или другого нарушения «Правил дорожного движения»
основанием для применения к виновному лицу более строгого административного
изыскания или же уголовного наказания. Например, согласно ст. 2 Указа Об
усилении административной ответственности за нарушение Правил движения от 19
июня
Приведем другой пример. Повторное в
течение года управление транспортными средствами лицом, находящимся в состоянии
опьянения и не имеющим водительских прав, влечет по СТ. 211 УК РСФСР применение
к виновному лицу мер уголовной ответственности независимо от того, какое
административное взыскание (предупреждение или штраф) было
наложено аа аналогичные действия в первый раз.
Следует отметить, что предупреждение за
нарушение правил движения, оформленное постановлением должностного лица или
органа, в деятельности Государственной автомобильной инспекции-применяется
редко. Выборочный анализ по 88 органам ГАИ республик, краев и областей
показал, что предупреждение только за управление транспортными средствами в состоянии
опьянения к водителям было применено лишь в 2,5% Случаях от мер
административного и общественного воздействии, наложенных за данный вид правонарушения. За управление
транспортными средствами в состоянии опьянения лицами, не имеющими права на
управление, предупреждение было вынесено менее чем в 0,2% случаев.
Повседневное практическое применение в
деятельности ГАИ получило наложение предупреждения в форме компостерной просечки
в талоне предупреждений к водительскому удостоверению. Оно может быть сделано
далеко не за всякое правонарушение, а только за грубое нарушение правил
движения.
Указанный вид предупреждения широко
применяется к водителям транспортных средств. В