Передача управления транспортным
средством лицам, не имеющим соответствующего водительского удостоверения (Армянская
ССР);
передача управления транспортным
средством лицам, находящимся в состоянии опьянения (Армянская и Эстонская
ССР); самовольное оставление места дорожно-транспортного происшествия
(Литовская и Эстонская ССР);
уклонение от медицинского
освидетельствования (Белорусская, Литовская и Эстонская ССР);
злостное или неоднократное нарушение
правил подачи звуковых сигналов (Грузинская ССР);
умышленная порча или нарушение
пломбировки механизмов спидометров или таксометров автомобилей или других транспортных
средств (Эстонская ССР);
самовольное использование транспортного
средства не по назначению (Эстонская ССР);
свалка мусора в неустановленных местах
(Армянская ССР).
Эти нарушения могут служить основанием
для применения взыскания в виде лишения права на управление транспортным
средством только в тех случаях, когда характер нарушения и наступившие вредные
последствия не влекут уголовной ответственности.
Из приведенного перечня видно, что
лишение права на управление транспортным средством предусмотрено действующим
законодательством прежде всего и в основном за правонарушения, связанные с
управлением транспортным средством в состоянии опьянения. Об этом
свидетельствуют и статистические данные.
Например, за период 1968 — 1975 гг.
количество водителей, лишенных права на этом основании, от общего количества
подвергнутых данной мере наказания составляет 75—85%. Поэтому лишение
водительских прав используется как одно из эффективных средств борьбы с
пьянством и алкоголизмом на автомобильном транспорте.
Значительна роль этого административного
взыскания и в предупреждении других грубых нарушений правил движения, за
которые водители лишаются права на управление транспортными средствами.
Управление транспортными средствами в
состоянии алкогольного опьянения является одним из самых тяжких административных
проступков. Совершенные в состоянии опьянения дорожно-транспортные происшествия
сопровождаются более тяжелыми последствиями и, как правило, имеют человеческие
жертвы. Поэтому законодательными актами союзных республик в последние годы
прежде всего усилена административная ответственность за данный вид
правонарушения. За управление транспортными«средствами в состоянии опьянения
правонарушители подвергаются одновременно двум наказаниям- штрафу в размере от
10 до 30 руб. и лишению права на управление транспортным средством на срок до
двух лет, если это нарушение ими совершено впервые. Следует отметить, что в
Азербайджанской, Армянской, Белорусской и Эстонской ССР установлен срок
лишения прав от одного года до двух лет,
в Киргизской ССР — от 6 мес до двух лет, а в остальных республиках нижний
предел санкций вообще отсутствует. Единообразно решается срок лишения прав'а
на управление транспортными средствами за повторные случаи управления
транспортными средствами в состоянии опьянения. Во всех республиках этот срок
установлен от двух до пяти лет.
Законодательство Белорусской ССР наряду с
ответственностью за управление транспортными средствами в состоянии опьянения
впервые устанавливает идентичную ответственность и за другое правонарушение, а
именно, за уклонение или отказ от медицинского освидетельствования на степень
алкогольного опьянения, т. е. водители за данное нарушение несут ответственность
в виде лишения водительских прав сроком от одного года до двух лет.
Включение данного правонарушения в текст
статьи об ответственности за управление транспортными средствами в состоянии
опьянения указывает на .то, что законодатель дает равную оценку степени
общественной опасности данных правонарушений и в связи с этим предусматривает
за их совершение единую, одинаковую санкцию. Иначе решен этот вопрос в других
союзных республиках. В большинстве из них данное правонарушение не наказуемо,
однако органам внутренних дел предоставлено право доставлять этих лиц в
медицинское учреждение для освидетельствования или в медвытрезвитель, либо на
месте нарушения составлять протокол в присутствии двух свидетелей,
подтверждающих состояние опьянения правонарушителя.
В Эстонской ССР за уклонение от
освидетельствования на степень алкогольного опьянения водители несут ответственность
в виде штрафа в размере от 10 до 30 руб. с лишением права на управление
транспортными средствами сроком до трех лет, а за те же действия, совершенные
лицами, не имеющими соответствующего удостоверения, они наказываются штрафом до
30 руб. или арестом на срок до 10 сут. В Литовской ССР водители за совершение
подобных действий несут ответственность только в виде лишения, права на
управление транспортным средством сроком до трех лет, а лица, лишенные права
управлять транспортным средством или не имеющие такого права, подвергаются
штрафу до 50 руб.
В Армянской ССР водители лишаются права
на управление транспортным средством сроком до одного года за передачу управления
транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, тогда как
подобные действия во всех других союзных республиках наказываются штрафом.
Законодательством Эстонской ССР предусмотрен новый состав правонарушений, в
соответствии с которым водители лишаются права на управление транспортными
средствами сроком от одного года до трех лет или подвергаются штрафу в размере
до 50 руб., если Целесообразно установить единый перечень нарушений, влекущих
лишение права на управление транспортными средствами, а также дополнить
административное законодательство мерой условного лишения права на управление
транспортными средствами.