Несут ответственность в виде штрафа за:
производство на улицах и дорогах раскопок
или иных работ без соответствующего разрешения или с нарушением условий и
сроков производства работ, когда это угрожает безопасности дорожного движения
или препятствует нормальному движению транспортных средств и пешеходов, в
размере до 10 руб., а должностные лица — до 50 руб. (Эстонская ССР);
непринятие мер к своевременному
запрещению или ограничению движения транспортных средств и пешеходов на отдельных
участках улиц и дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения, —
до 30 руб.;
умышленное повреждение проезжей части
улиц, дорог, дорожных знаков, средств регулирования и организации движения,
не повлекшее тяжких последствий, — до 20 руб. (в Эстонской ССР эти действия наказуемы
в размере до 30 руб.), причем должностные лица транспортных,
дорожно-эксплуатационных, коммунальных и иных предприятий и организаций за нарушение
правил пользования транспортными средствами, а также порядка эксплуатации и
содержания дорог и улиц, установленных «Правилами дорожного движения», если
эти нарушения явились причиной дорожно-транспортного происшествия, подвергаются
штрафу до 100 руб. (Эстонская ССР);
повреждение знаков, средств регулирования
и организации движения при отсутствии тяжелых последствий — до 10 руб.;
нарушение правил содержания улиц, дорог и
искусственных сооружений в безопасном для движения состояния — до 10 руб., а в
Эстонской ССР должностные лица подвергаются штрафу в размере до 50 руб.
В Молдавской ССР за нарушение «Правил
пользования и охраны автомобильных дорог и дорожных сооружений», выразившееся в
повреждении проезжей части автомобильной дороги, дорожных сооружений, дорожных
знаков, средств регулирования и организации движения, зеленых насаждений и в
загрязнении дорог, граждане подвергаются штрафу в размере до 10 руб., а
должностные лица до 50 руб., если последствия этого нарушения не влекут за
собой уголовной ответственности.
Указанные выше проступки, допускаемые
должностными и другими лицами автотранспортных предприятий и других организаций,
а также установленные за их совершение административно-правовые санкции
свидетельствуют об усилении административной ответственности этих лиц. Ст. 182
«Правил дорожного движения» определены обязанности этих лиц, которые направлены
на создание условий безаварийной работы транспортных средств. На них возложена
обязанность не допускать к эксплуатации транспортные
средства, техническое состояние которых не соответствует требованиям,
предъявляемым настоящими Правилами. Эти требования изложены в гл. XI «Правил
дорожного движения». Следует отметить, что еще значительное количество
дорожно-транспортных происшествий совершается из-за технических неисправностей
транспортных средств. В
«Правилами дорожного движения» в
обязанность этих лиц вменяется не допускать к управлению транспортными средствами
и отстранять от управления ими водителей, находящихся в состоянии алкогольного
или наркотического опьянения, либо находящихся в состоянии сильного
переутомления или болезни. Содержится прямое указание, что должностные лица автотранспортных
предприятий обязаны организовать изучение законов и других нормативных актов,
устанавливающих ответственность за правонарушения на транспорте.
От надлежащего исполнения должностными
лицами своих обязанностей по обеспечению нормальной работы транспортных
средств, по повышению дисциплины и правового сознания водителей и других
участников движения в значительной мере зависит сокращение количества
дорожно-транспортных происшествий.
Определенный интерес представляет
применение штрафа на месте в размере до 1 руб. за нарушение правил дорожного движения.
Штраф на месте как мера административного воздействия предусмотрен Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня
Штраф на месте широко применяется в
деятельности ГАИ. Например, в
Следует заметить, что в последние годы
наблюдается тенденция снижения применения штрафа на месте к водителям из-за
применения к ним иных мер взыскания и наложения штрафов по протоколам.
Практика показывает, что штрафы в малых
размерах (до 1 руб.) не оказывают должного воздействия на правонарушителей,
ибо влекут за собой несущественные ограничения прав правонарушителей и тем
самым не всегда достигают воспитательной цели и цели предупреждения
правонарушений, а, наоборот, порождают чувство безнаказанности. Опросы
водителей и сотрудников ГАИ, проведенные в ряде городов, показали, что свыше
90% опрошенных считают штраф на месте совершения нарушения малоэффективной
мерой воздействия. Штраф на месте совершения нарушения должен существенно
затрагивать интересы виновного лица, а в современных условиях подобные размеры
штрафа не выполняют своего назначения.