Друзья:

Меню сайта

Ссылки

Должностные и другие лица

Несут ответствен­ность в виде штрафа за:

производство на улицах и дорогах раскопок или иных ра­бот без соответствующего разрешения или с нарушением условий и сроков производства работ, когда это угрожает безопасности дорожного движения или препятствует нормаль­ному движению транспортных средств и пешеходов, в размере до 10 руб., а должностные лица — до 50 руб. (Эстонская ССР);

непринятие мер к своевременному запрещению или ограни­чению движения транспортных средств и пешеходов на отдель­ных участках улиц и дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения, — до 30 руб.;

умышленное повреждение проезжей части улиц, дорог, до­рожных знаков, средств регулирования и организации движе­ния, не повлекшее тяжких последствий, — до 20 руб. (в Эстон­ской ССР эти действия наказуемы в размере до 30 руб.), причем должностные лица транспортных, дорожно-эксплуатационных, коммунальных и иных предприятий и организаций за на­рушение правил пользования транспортными средствами, а так­же порядка эксплуатации и содержания дорог и улиц, установ­ленных «Правилами дорожного движения», если эти нарушения явились причиной дорожно-транспортного происшествия, подвергаются штрафу до 100 руб. (Эстонская ССР);

повреждение знаков, средств регулирования и организации движения при отсутствии тяжелых последствий — до 10 руб.;

нарушение правил содержания улиц, дорог и искусственных сооружений в безопасном для движения состояния — до 10 руб., а в Эстонской ССР должностные лица подвергаются штра­фу в размере до 50 руб.

В Молдавской ССР за нарушение «Правил пользования и охраны автомобильных дорог и дорожных сооружений», выразившееся в повреждении проезжей части автомобильной дороги, дорожных сооружений, дорожных знаков, средств регулирования и организации движения, зеленых насаждений и в загрязнении дорог, граждане подвергаются штрафу в размере до 10 руб., а должностные лица до 50 руб., если последствия этого нарушения не влекут за собой уголовной ответственности.

Указанные выше проступки, допускаемые должностными и другими лицами автотранспортных предприятий и других орга­низаций, а также установленные за их совершение администра­тивно-правовые санкции свидетельствуют об усилении админи­стративной ответственности этих лиц. Ст. 182 «Правил дорож­ного движения» определены обязанности этих лиц, которые на­правлены на создание условий безаварийной работы транспорт­ных средств. На них возложена обязанность   не   допускать к эксплуатации транспортные средства, техническое состояние ко­торых не соответствует требованиям, предъявляемым настоя­щими Правилами. Эти требования изложены в гл. XI «Правил дорожного движения». Следует отметить, что еще значитель­ное количество дорожно-транспортных происшествий соверша­ется из-за технических неисправностей транспортных средств. В 1975 г.   из-за   технической    неисправности транспортных средств совершено 3,8% дорожно-транспортных происшествий. По сравнению с 1974 г. -по этой причине количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 5,9%. За последние пять лет наблюдается тенденция снижения аварийности из-за технической неисправности транспортных средств. Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий с автомобиля­ми возникает из-за повреждения тормозной системы и рулевого управления. В 1975 г. оно составило   соответственно   47,0 и 18,7% от всех дорожно-транспортных происшествий из-за неис­правности транспортных средств.

«Правилами дорожного движения» в обязанность этих лиц вменяется не допускать к управлению транспортными сред­ствами и отстранять от управления ими водителей, находящих­ся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, ли­бо находящихся в состоянии сильного переутомления или бо­лезни. Содержится прямое указание, что должностные лица ав­тотранспортных предприятий обязаны организовать изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих ответ­ственность за правонарушения на транспорте.

От надлежащего исполнения должностными лицами своих обязанностей по обеспечению нормальной работы транспорт­ных средств, по повышению дисциплины и правового сознания водителей и других участников движения в значительной мере зависит сокращение количества дорожно-транспортных проис­шествий.

Определенный интерес представляет применение штрафа на месте в размере до 1 руб. за нарушение правил дорожного движения. Штраф на месте как мера административного воз­действия предусмотрен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении приме­нения штрафов, налагаемых в административном порядке». Эф­фективность этой меры воздействия состоит в том, что в ней реализуются такие важнейшие принципы административной от­ветственности, как быстрота и неотвратимость наказания. По действующему законодательству штраф в размере до 1 руб. взыскивается непосредственно сотрудниками ГАИ на месте на­рушения (в РСФСР и большинстве союзных республик) и до 50 коп. (в Белорусской ССР).

Штраф на месте широко применяется в деятельности ГАИ. Например, в 1976 г. от примененных штрафов за нарушение правил дорожного движения он составил 68,2%.

Следует заметить, что в последние годы наблюдается тен­денция снижения применения штрафа на месте к водителям из-за применения к ним иных мер взыскания и наложения штра­фов по протоколам.

Практика показывает, что штрафы в малых размерах (до 1 руб.) не оказывают должного воздействия на правонаруши­телей, ибо влекут за собой несущественные ограничения прав правонарушителей и тем самым не всегда достигают воспита­тельной цели и цели предупреждения правонарушений, а, нао­борот, порождают чувство безнаказанности. Опросы водителей и сотрудников ГАИ, проведенные в ряде городов, показали, что свыше 90% опрошенных считают штраф на месте совершения нарушения малоэффективной мерой воздействия. Штраф на ме­сте совершения нарушения должен существенно затрагивать интересы виновного лица, а в современных условиях подобные размеры штрафа не выполняют своего назначения.

Поиск