Административный штраф за нарушение
«Правил дорожного движения» — мера взыскания, сущность которой заключается в
возложении уполномоченными государственными органами и должностными лицами на
виновное лицо обязанности уплатить определенную сумму денежных знаков. Эта
мера характеризуется тем, что ее карательное воздействие связано с известным
имущественным правоограничением нарушителя. Исполнение наложенного штрафа
ущемляет материальные интересы виновного лица.
Наказанием в виде штрафа закон пытается
добиться исправления и перевоспитания правонарушителя, а также (частного и общего)
предупреждения нарушений им правил движения. В достижении этих целей штраф
выступает как средство воздействия на поведение участников дорожного движения.
Законом предусмотрено применение штрафа
только в качестве основной меры взыскания. Это взыскание не может быть
заменено более строгими
административными взысканиями Сфера применения штрафа в нашей стране как
средства в борьбе с нарушителями правил дорожного движения имеет тенденцию к
ограничению. В законодательном порядке, во-первых, сужен круг лиц, правомочных
налагать эту меру взыскания, ВО вторых, снижены верхние пределы штрафных
санкций, в-третьих, предусмотрена возможность замены штрафа иными, более
мягкими мерами взыскания или мерами общественного воздействия. Например, в
Иное положение в капиталистических
государствах, где штраф является основным видом наказания и получил широкое
распространение. Особенно рельефно это проявляется в ФРГ, где с
По советскому законодательству штраф
применяется, как правило, за наиболее опасные нарушения правил движения и ЛИШЬ тогда,
когда меры общественного или дисциплинарного воздействия будут признаны
недостаточными. Административный штраф за нарушение правил движения налагается
уполномоченными на то органами или должностными лицами только в случаях и
пределах, прямо предусмотренных законодательством. В соответствии с
действующим законодательством размер штрафа, налагаемого на граждан, не может
превышать in
руб., а на должностных лиц — 50 руб. Для усиления ответственности за отдельные
наиболее опасные административные Проступки размер штрафов может быть повышен:
для должностных лиц — до 100 руб. и для граждан — до 50 руб. И правовых нормах
в зависимости от степени опасности нарушения и других обстоятельств
предусмотрены штрафы в различных пределах. Правовыми актами союзных республик
предусмотрены минимальные штрафы в размере 1 руб., которые должностными лицами
органов внутренних дел налагаются за нарушения правил движения и взыскиваются
на месте. За более грубые нарушения
правил как правило, не превышает 10 руб., и лишь отдельные проступки,
представляющие наибольшую опасность для
дорожного движения, законодательными актами республик предусмотрен штраф в повышенном
размере. Ответственность за нарушение
правил движения в виде ГГрпфм
установлена «Перечнем нарушений Правил движения и дорогам Союза ССР, влекущих
наложение штрафам административном порядке». В соответствии с названным союзными
республиками были утверждены дополнении вые перечни нарушений правил движения,
влекущие наложение штрафов в
административном порядке (см. приложение). Указами «Об усилении
административной ответственности за нарушение правил движения по улицам
городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами»
и «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» и соответствующими
указами других союзных республик были предусмотрены повышенные штрафы, за управление
транспортными средствами в состоянии опьянения и за иные правонарушения,
которые по своему характеру являются наиболее опасными.
Следует подчеркнуть, что ответственность
за нарушения правил дорожного движения в виде штрафа по актам союзных республик
не является одинаковой: во-первых, они устанавливают неодинаковый круг
правонарушений, влекущих наложение штрафа, и, во-вторых, одни и те же действия
виновных лиц и некоторых союзных республиках влекут за собой неодинаковую
ответственность. Например, в Литовской ССР и Эстонской ССР предусмотрена
ответственность в виде штрафа за самовольное оставление места
дорожно-транспортного происшествия, уклонение или отказ от освидетельствования
для определения степени опьянения водителя и др. Такое правонарушение не
называется в актах других союзных республик.
Поскольку законодательство об
ответственности за нарушение
правил дорожного движения не систематизировано, а участники дорожного движения
в силу различных причин бывают в других союзных республиках, то, чтобы повысить
их правовые знания, а также чтобы правильно квалифицировать нарушении и
применять меры административной ответственности, представляется целесообразным
определение круга правонарушений, влекущих применение штрафа, отнести к компетенции Союза ССР.