Друзья:

Меню сайта

Ссылки

ШТРАФ

Административный штраф за нарушение «Правил дорожно­го движения» — мера взыскания, сущность которой заключает­ся в возложении уполномоченными государственными органами и должностными лицами на виновное лицо обязанности упла­тить определенную сумму денежных знаков. Эта мера характе­ризуется тем, что ее карательное воздействие связано с извест­ным имущественным правоограничением нарушителя. Испол­нение наложенного штрафа ущемляет материальные интересы виновного лица.

Наказанием в виде штрафа закон пытается добиться исправ­ления и перевоспитания правонарушителя, а также (частного и общего) предупреждения нарушений им правил движения. В достижении этих целей штраф выступает как средство воз­действия на поведение участников дорожного движения.

Законом предусмотрено применение штрафа только в каче­стве основной меры взыскания. Это взыскание не может быть заменено более строгими   административными взысканиями Сфера применения штрафа в нашей стране как средства в борьбе с нарушителями правил дорожного движения имеет тенден­цию к ограничению. В законодательном порядке, во-первых, сужен круг лиц, правомочных налагать эту меру взыскания, ВО вторых, снижены верхние пределы штрафных санкций, в-третьих, предусмотрена возможность замены штрафа иными, более мягкими мерами взыскания или мерами общественного воздействия. Например, в 1974 г. количество материалов, переданных па рассмотрение в коллективы трудящихся и товарищеские суды о правонарушениях водителей, по сравнению с 1968 г., возросло по стране более чем в 2 раза. Среди мер администра­тивных взысканий, применяемых к водителям за нарушения правил движения, штраф занимает второе место. Более полови­ны всех водителей, подвергнутых административным взыскани­ям, в 1975 г. были предупреждены.

Иное положение в капиталистических государствах, где штраф является основным видом наказания и получил широкое распространение. Особенно рельефно это проявляется в ФРГ, где с 1969 г. введен «Каталог денежных штрафов», содержании в себе перечень более чем 900 нарушений правил дорож­ного движения. Только в 1973 г. западногерманские водители в качестве штрафов за превышение скорости и прочие наруше­ния уплатили 273 млн. марок, и штраф стал доходной статьей дли земельных и местных бюджетов;

По советскому законодательству штраф применяется, как правило, за наиболее опасные нарушения правил движения и ЛИШЬ тогда, когда меры общественного или дисциплинарного воздействия будут признаны недостаточными. Административ­ный штраф за нарушение правил движения налагается упол­номоченными на то органами или должностными лицами толь­ко в случаях и пределах, прямо предусмотренных законода­тельством. В соответствии с действующим законодательством размер штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать in руб., а на должностных лиц — 50 руб. Для усиления ответственности за отдельные наиболее опасные административные Проступки размер штрафов может быть повышен: для должностных лиц — до 100 руб. и для граждан — до 50 руб. И правовых нормах в зависимости от степени опасности нарушения и других обстоятельств предусмотрены штрафы в различных пределах. Правовыми актами союзных республик предусмотрены минимальные штрафы в размере 1 руб., которые должностными лицами органов внутренних дел налагаются за нарушения правил движения и взыскиваются на месте.   За более грубые нарушения правил как правило, не превышает 10 руб., и лишь отдельные проступки, представляющие наибольшую опасность для дорожного движения, законодательными актами  республик предусмотрен штраф в повышенном размере. Ответственность за нарушение   правил   движения в виде ГГрпфм установлена «Перечнем нарушений Правил движения и дорогам Союза ССР, влекущих наложение штрафам административном порядке». В соответствии с названным союзными республиками были утверждены дополнении вые перечни нарушений правил движения, влекущие наложение  штрафов в административном порядке (см. приложение). Указами «Об усилении административной ответственности за нарушение правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными сред­ствами» и «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» и соответствующими указами других союзных республик были предусмотрены повышенные штрафы, за управ­ление транспортными средствами в состоянии опьянения и за иные правонарушения, которые по своему характеру являются наиболее опасными.

Следует подчеркнуть, что ответственность за нарушения правил дорожного движения в виде штрафа по актам союзных республик не является одинаковой: во-первых, они устанавли­вают неодинаковый круг правонарушений, влекущих наложение штрафа, и, во-вторых, одни и те же действия виновных лиц и некоторых союзных республиках влекут за собой неодинако­вую ответственность. Например, в Литовской ССР и Эстонской ССР предусмотрена ответственность в виде штрафа за само­вольное оставление места дорожно-транспортного происшест­вия, уклонение или отказ от освидетельствования для опреде­ления степени опьянения водителя и др. Такое правонарушение не называется в актах других союзных республик.

Поскольку законодательство об ответственности за наруше­ние правил дорожного движения не систематизировано, а участники дорожного движения в силу различных причин бывают в других союзных республиках, то, чтобы повысить их правовые знания, а также чтобы правильно квалифицировать нарушении и применять меры административной ответственности, представляется целесообразным определение круга правонарушений, влекущих применение штрафа, отнести к компетенции Союза ССР.

Поиск