Запасные части — это новые или
восстановленные части ма-
шин (детали, узлы и агрегаты),
предназначенные для замены со-
ответствующих изношенных частей.
Первые автомобили ремон-
тировались путем изготовления новых
деталей при каждом слу-
чае ремонта. Создание системы
замены деталей новыми из запасов
заранее изготовленных деталей -
заслуга Генри Форда.
Помимо специально сконструированных
для каждой маши-
ны деталей, при сборке и ремонте
машин применяются стан-
дартные детали крепежа: болты,
шпильки, винты, гайки, само-
резы, шайбы, штифты, шпонки,
шплинты, хомуты, пружинные
кольца и др.
Кроме того, для сборки и ремонта
применяются стандартные
подшипники, электролампы, шланги, а
также унифицированные
сальники, манжеты, резиновые кольца
и другие детали.
Каждый автомобиль или трактор
собирается из нескольких
тысяч деталей, и в период
эксплуатации может потребоваться за-
мена практически любой.
Но ни один продуцент машин не в
состоянии рентабельно для
себя обеспечить потребителей всеми
деталями - от шплинта до
кузова. Поэтому и практикуется
поставка ≪запасных частей≫, т. е.
деталей, узлов и агрегатов,
необходимых и достаточных для ре-
монта машин.
Номенклатура запасных частей
преднамеренно сокращается
путем поставки во многих случаях не
отдельных деталей, а узлов
и агрегатов, состоящих из
нескольких деталей и заранее собран-
ных. Например, узлы: ≪наконечник
рулевой тяги≫, ≪щетка стек-
лоочистителя≫, ≪воздушный фильтр≫
состоят из нескольких де-
талей; агрегаты: ≪стартер≫,
≪коробка передач≫, ≪водяной насос≫
состоят из многих деталей. В
результате вместо 5-8 тысяч наиме-
нований деталей одного автомобиля в
запчасти поставляется 1000-
1500 наименований деталей, узлов и
агрегатов.
Снятие изношенных и установка новых
узлов и агрегатов
(агрегатный ремонт) - менее сложные
операции, чем разборка,
ремонт и сборка узлов и агрегатов.
Агрегатный ремонт умень-
шает трудоемкость и сокращает сроки
ремонта машин, требует
меньшего количества оборудования в
ремонтных предприяти-
ях и не требует сложного
оборудования, применяемого на заво-
дах.
Снижение сложности ремонта
позволяет обходиться меньшим
количеством слесарей и механиков
высокой квалификации, а это
очень важно — в любой стране
имеются трудности с набором кад-
ров в автосервисные и ремонтные
предприятия, так как лишь для
части населения привлекательны
соответствующие профессии.